Понятие детства неразрывно связано с понятием педагогики, а за становлением личности каждого ребенка стоит педагог. И чем мудрее, ответственнее, нравственнее этот человек, тем больше он сможет дать своему ученику, воспитав его полноценной разносторонней личностью.
Елизавете Николаевне Водовозовой повезло: ее наставником был Константин Дмитриевич Ушинский, 200-летие которого мы отмечаем в этом году.
Как Пушкина мы считаем первым национальным поэтом, так и Ушинский вошел в историю нашей страны, как первый национальный русский педагог. Любовь к детям, к науке и своей Родине одухотворяли жизнь Ушинского. Где бы ни служил Константин Дмитриевич, он считал своим долгом «сделать как можно более пользы своему Отечеству», и передал это качество своим ученикам.
Мы предлагаем вашему вниманию программу, в основе которой лежат мемуары выпускницы Смольного института и преданной ученицы Ушинского — Елизаветы Николаевны Водовозовой. Из них мы узнаем, что Константин Ушинский, некоторое время был инспектором Смольного института, но за это время он многое успел. Например, он смог защитить детей и подростков, за которых он нес ответственность, от жестокой муштры, казенщины, притеснений классных дам. И главное — защитить от невежества и нравственной глухоты. Напутствуя воспитанниц, Ушинский говорил о важности любви к ближнему: «только такая любовь дает честное, благородное и истинное счастье».
Восхищаясь своим наставником, его методами работы, Елизавета Николаевна и сама стала педагогом. Всю жизнь она посвятила дошкольному образованию. Ее труды и сейчас изучают будущие воспитатели. Судьба этой самоотверженной женщины — пример того, как гениальный педагог может своим словом и примером вдохновить ученика и помочь ему определиться с выбором призвания.
Об этом и многом другом из жизни и эпохи основоположника отечественной педагогики расскажет сотрудник Пушкинской библиотеки Екатерина Годунова.